вторник, 19 января 2010 г.

Знаменитости. Вонг Кар Вай.










Собираясь идти смотреть фильм в кинотеатр, или дома, качнув из паутины желаемое в компьютер, мы, конечно, в первую очередь, ориентируемся на жанр, или на имя известного актера – такие не часто снимаются совсем уж в чем попало, но редко, а уж особенно китайское (или НК, и совсем уж реже редкого- тайваньское) будем смотреть на то, какое имя режиссера стоит в титрах. А ведь если режиссер мастер – вспомним первые попавшие на ум – Спилберг или Кэмерон, то тут –то точно промаха не будет.
Какие громкие имена мы знаем в китайском кинематографе?
Конечно, наверняка, хотя бы где-то, когда-то слышал даже самый неискушенный зритель имя – Вонг Кар Вай – странно немного, ведь, кажется, в китайском языке нет звука «р», но так уж его «перевели» на европейские языки.
Вот относительно небольшой фильмографический список всемирно известного режиссера:
1988 — Пока не высохнут слёзы, криминальная мелодрама
1991 — Дикие дни, драма
1994 — Чунгкинский экспресс
1994 — Прах времён
1995 — Падшие ангелы
1997 — Счастливы вместе
2000 — Любовное настроение
2004 — 2046
2007 — Мои черничные ночи
2008 — Прах времен - авторская редакция картины 1994 года, адаптация фильма к американскому кинорынку.
2009 — Леди из Шанхая

Кинолент не так много ( короткометражки, клипы не берем) так, как, к режиссуре Кар –Вай подобрался к тридцатилетнему возрасту, проработав чуть ли не десятилетие над сценариями. Но при этом за плечами у него был закончен политехнический институт, а талант, значит, от бога. Все - таки любовь к кинематографу взращивается у нас «с младых ногтей». Так и с Вонгом – родился он в Шанхае, а в пятилетнем возрасте его перевезли в Гонконг – другой диалект, чтобы ребенок быстрее привык к новой речи, мама ежедневно водила его на киносеансы (скорее всего, и маме это было нужно). Отец привил ему любовь к китайской и европейской литературе. В 1980 году Вонг попал на TV. В производственную группу по производству «мыльных опер» ассистентом режиссера, перед этим поработав помощником в группе сериалов, впоследствии переключившись писать сценарии в диапазоне от комедии и мелодрамы до эротики. В 1988 году он дебютирует с фильмом «Пока не высохнут слёзы». Успех фильма был очевиден, несмотря на то, что по плану продюсеров ожидался «криминал», а получили криминальную мелодраму, и еще на то, что это была дебютная работа. И, как говорится, пошло – поехало. Он может снять то, что от него никто не ожидал. Было дело, что его фильм провалился с треском в Гонконге, но стал успешным в Корее ("Дни безумия" (1991). В своих фильмах Кар-Вай не ставит в конце жирную точку, нет, он оставляет зрителю надежду, право на размышления. Его называют "поэтом времени","самым известным гонконгским режиссером" ,"одним из величайших режиссеров мира", но теперь по праву, нужно говорить о его собственном неповторимом стиле - стиле Вонга Кар-Вая.
Вонг Кар-Вай, как поэт в стихах, в своих фильмах занимается разнообразными вопросами, такими, как, как память, личность, время, пространство, отношения, настроения, изоляция и одиночество.
У Кар-Вая есть своя излюбленная команда актеров, в число которой входят такие звезды, как Тони Леунг и Мэгги Ченг, Тони Люн Кар-FAI, Лесли Чунг, Бриджит Лин Чинг-ся –им, несомненно, приятно работать с Вонгом, потому что он призывает актеров к импровизации и поручает им значительные, нетрадиционные роли, за которые они, как правило, могут выиграть главные кинонаграды. Режиссер имеет свой, индивидуальный и неповторимый стиль. Неповторимый, надо сказать, еще и потому, что уважающие себя коллеги по киноцеху не будут подражать именитому режиссеру, а каждый ищет свой путь. Но от коммерции никуда не денешься и на каждый фильм Вонга, менее уважающие себя деятели кино Гонконга (не будем осуждать их ни в коем случае – это тоже их хлеб, без кавычек) выпускают хотя бы одну пародию. Кар- Вай же снимает артхаусное кино, еще умудряется при этом и студии принести доход. Актеры, работающие у Вонг Кар-Вая впервые, слегка пугаются, например, что он работает без сценария! Справившись с испугом, они помогают ему импровизировать на площадке. Конечно, видимо он, сценарий, или, по крайней мере, основные идеи, у него в голове, ведь не зря же 7 лет прошли в литературных трудах.
Жанр для Вонга лишь условный шаблон, через который он разработал свой собственный. С режиссером работают отличные уникальные операторы, которые также помогают режиссеру осуществить его далеко не простые творческие замыслы. Музыка играет свою роль и она значимый составляющий элемент во всех фильмах Вонга. Она помогает сформулировать то, что недосказано или то, что не может быть выражено с помощью слов и диалогов.
Для любознательных зрителей, интересующихся личной жизнью. Вместе с женой и сыном (родился в 1994 году) Кар - Вай живет в Гонконге.

Но… Может быть, конечно, не каждому зрителю нужно в данный момент серьезное вдумчивое кино, ничего страшного в этом нет. Кинематограф, если смотреть в корень его происхождения, создавался для развлечения людей, для отдыха их душ (коммерческую составляющую сбрасывать со счетов нельзя, но и не будем сейчас о ней), но, тем не менее, каждый фильм находил и находит своего зрителя. Интересно читать сейчас отзывы о каком-нибудь фильме – 99,5%, (и большая часть- мужчины) в восторге от фильма, игры актеров, операторской работы, режиссуры, сценарного материала, а вот 0,5% такого яду подбавят, что если, допустим, вы читаете только ядовитую часть отзывов, не подозревая, что 99,5 % в диком восторге – какое у вас сложится заранее предопределенное мнение? Правильно, и охота посмотреть картину пропадет. А вывод прост – надо на все смотреть своими глазами, свое мнение составить о предмете. А там уж как под настроение «ляжет» или наоборот. А лет через 20 и те пол- процента, нечаянно посмотрят то, что сейчас приправили ядовитым непониманием, и внутренне хотя бы уже примут то, чего не поняли на данный момент жизни. Возможно, что эти пол- процента, не видят совсем недостатков в каких-нибудь голливудских «шедеврах» в жанре фэнтази или совсем уж, сказках для взрослых дяденек и тетенек. Лично я, не отрицая ни одного вида жанра (все, что создается творцами, в смысле, творческими натурами, имеет место быть и существовать), смотреть фильм не интересующего жанра навряд ли пойду, но и ругаться на него тоже не стану, - ну нравится же кому-то. Ну не интересны мне какие-нибудь «Звездные врата», а вот, правда, «Назад в будущее» - пожалуйста, смотрю с большим удовольствием.
Но пора вернуться в тему китайского кино. В следующий раз.


Ссылки:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Вонг_Карвай
http://www.film.com/celebrities/wong-kar-wai/14657260
http://www.arthousetraffic.com/people/wkw/
http://www.hkcinemagic.com/en/people.asp?id=148
http://ru.wikipedia.org/wiki/Чжан_Имоу
http://magazeta.com/chinese_movies/2009/12/11/simple-noodle-story/
http://www.kitairu.net/rus/cinema/63/
http://www.cinemasia.ru/docs/sections/5/_63/_9/639.html
http://www3.vokrugsveta.ru/vs/article/1360/

Комментариев нет:

Отправить комментарий