суббота, 19 декабря 2009 г.

Кинематограф Гонконга

Кинематограф Гонконга
В начале - небольшая историко- географическая справка.
В переводе с кантонского диалекта Гонконг означает «Ароматная, или благоухающая бухта».
Гонконг – это специальный административный район Китая, расположенный на его южном побережье , он состоит из острова Гонконг и прилегающих к нему островов в Южно-Китайском море (Китай уступил его британцам в 1842 году), полуострова Коулун (переданы в 1860 году), и Новые территории (арендованные у Китая с 1898 по 1997). Вся территория была возвращена Китаю в 1997 году. Административный центр Виктория на северо-западном побережье острова Гонконг, является также центром экономической деятельности. Гонконг имеет отличные природные гавани и это один из крупнейших центров мировой торговли. Он имеет много образовательных учреждений, в том числе Университет Гонконга (1911).
В 1984 году Великобритания и Народная Республика Китай договорились, что Гонконг станет специальным административным районом Китая, когда аренда Великобритании истечет. Китай провозгласил политику "одна страна, две системы", согласившись дать Гонконгу значительную автономию, с существующими социально-экономическими системами, которые останутся неизменными в течение 50 лет.
Около 95% населения являются этническими китайцами, около 2% филиппинцы, а также есть солидные британские и американские общины. Кантонский и английский языки являются официальными.
Кинематограф Гонконга - одна из трех основных составляющих китайского кино, наряду с кино материкового Китая, и кино Тайваня. Как бывшая британская колония, Гонконг обладал в большей степени политической и экономической свободой, чем материковый Китай и Тайвань, и послужил посредством кино соединительным мостиком для всех говорящих в мире по-китайски. В течение десятилетий Гонконг был третьим крупнейшим кинопроизводителем в мире (после индийского кино и Голливуда) и вторым по величине экспортером. Несмотря на кризис промышленности, начиная с середины 90-х и возвращения Сянгана под суверенитет Китая в июле 1997 года, Гонконг- фильм сохранил большую часть своей самобытности и продолжает играть заметную роль на этапе мирового кино.
Фильмы, как правило, имеют низкий бюджет по сравнению с американской продукцией, с 1980-х годов они выпускаются, в основном, на кантонском языке.
В течение десятилетий, снимали продукцию без звука, диалог и все другие звуки накладывались впоследствии. В спешке и с низким бюджетом, этот метод был быстрее и экономически более эффективным, чем запись живого звука, особенно при использовании исполнителей из разных регионов с разными диалектами, но он и помог в проведении перезаписи продукции на другие языки для жизненно важных экспортных рынков. Звезды, в силу своей занятости, не записывают даже свои собственные диалоги, а роли озвучиваются менее известными исполнителями. Съемки без звука также способствовали импровизационному подходу к кинопроизводству. Фильмы зачастую идут в производство без готового сценария, сцены и диалоги; особенно в малобюджетных постановках и при жестком графике, бывает, создаются только в процессе редактирования.
Тенденция к синхронизации звука на съемках возросла в конце 90-х и этот метод в настоящее время является нормой, пришло время с более высоким качеством кино.
Изучая раннюю историю создания кинематографа в Китае, видим, что, кино Гонконга играет роль второй скрипки, после материка, особенно в городе Шанхае. Очень мало, что сохранилось: лишь четыре фильма из более чем 500 произведенных в Гонконге до Второй Мировой войны...
Как большинство фильмов в Китае, развитие ранних фильмов Гонконга, было тесно связано с китайской оперой, на протяжении столетий доминирующей формой драматического развлечения. Оперные сцены служили источником, для чего, как правило, финансируются первые фильмы сделанные в Гонконге, а это были две комедии 1909 года, «Похищение жареной утки», и «Несправедливость с глиняной посудой». Режиссером, актером и продюсером был Лян Shaobo. Производитель был американцем, один из целого ряда западных людей, которые помогли стартовать китайским фильмам.
Жанр о боевых искусствах возник сначала в популярной китайской литературе. В начале 20-го века произошел «взрыв» так называемых «Уся» - романов (часто переводится как "боевое рыцарство", а в Википедии можно найти полное объяснение - «…Уся - приключенческий жанр китайского фэнтези (литература, телевидение, кинематограф), в котором делается упор на демонстрацию восточных единоборств. Уся в кино представляет собой насыщенную фантастическими элементами разновидность фильма с боевыми искусствами. Термин «уся» образован путём сращения слов ушу («боевое искусство») и ся («рыцарь»).
Этот жанр был быстро подхвачен ранними китайскими фильмами, и был весьма популярным и доминировал несколько лет.
Первые фильмы – боевики Гонконга сделаны в Уся- жанре, подчеркивали фантастические боевые искусства, но эта тенденция была политически подавлена в 1930 году и заменена стилями, в которых фильмы изображали более приземленное безоружное кунг-фукун-фу, часто показывая народного героя ВонгВенг. Фей Хунг . Послевоенные культурные потрясения привели ко второй волне Уся -жанра с акробатическими трюками и кунг- фу, благодаря которым студия Shaw Brothers и стала самой известной.
Но возвратимся к концу 1940-х годов. В результате потрясений на материковом Китае – это и Японо-китайская война, и Гражданская война в Китае, и победа Коммунистической партии Китая, - центр китайского кинематографа сместился в Гонконг.
Послевоенное кино в Гонконге , как и вся послевоенная промышленности в целом, подпитывались притоком капитала и талантами из материкового Китая. Это был поток 1946 года, вызванный возобновлением гражданской войны, а затем в 1949 году после победы коммунизма. Эти события окончательного перенесли центр китайского кино в Гонконг.
В 1963 г. британские власти приняли закон, требующий субтитры во всех фильмах на английском языке, якобы, чтобы просматривать на предмет политического содержания. Однако, этот факт позволит в последствии облегчить понимание фильмов для зрителей других диалектов. А позднее, непреднамеренно, станет следствием популярности фильмов на «Западе».
Начиная с 1970-х гг. популярность фильмов уся пошла на убыль — их вытеснили фильмы, сравнительно реалистично изображающие кунг - фу, или китайский бокс; во многих из них главные роли исполнил Брюс Ли («Китайский связной», 1972).
В 1970 году из ведущей студии Гонконга - Shaw Brothers , ушли Раймонд Чоу и Леонард Хо , организовав собственную , «Golden Harvest» в переводе «Эолотой урожай» . Хо и Чоу стали заключать контракты с перспективными молодыми исполнителями, которые приносили свежие идеи в кинобизнес, предоставили свободу творчества режиссерам и продюсерам. Так, в 1971 году в «Golden Harvest» пришёл Брюс Ли, отклонивший стандартный контракт «Shaw Brothers». В 1973 году «Golden Harvest» стала первой гонконгской кинокомпанией, вступившей в партнёрство с западными студиями: это случилось при съёмках фильма «Выход дракона», выпущенного «Warner Brothers». С конца 1970-х и до начала 1990-х «Golden Harvest» являлась ведущей кинокомпанией Гонконга. Особенный успех в 1980-х годах компании принесло продюсирование фильмов Джеки Чана — азиатского рекордсмена по сборам с проката. Сейчас лучшие дни «Golden Harvest» минули, компания продюсирует всего по пять фильмов в год.
На пике интереса к фильмам на кантонском и кунг-фу, и на примере « Золотого Урожая», было создано пространство для других независимых производителей и производственных компаний. Эпоха студии гигантов ушла в прошлое. Шос (Shaw Brothers), тем не менее, продолжали производство фильмов до 1985 года.
"Синема- Сити» - производственная компания, основанная в 1980 году юмористами Карлом Маки, Раймондом Вонгом и Дином Шеком. Компания специализировалась на современных комедиях и приключениях, их фильмы производились в соответствии с явно прописанными коммерческими формулами.
Другая отличительная черта этой эпохи – это кино гангстерское или фильмы о Триадах , режиссер Джон Ву, продюсер и актер Алан Танг, с доминантой актера Чоу Юн-Фата; это традиционного направления кунг-фу - фильмы, где доминируют Джет Ли, а также современное, трюковое Kung Fu, олицетворением которого является Джеки Чан.
Во второй половине 80-х годов возникает волна таких имен, как, Стенли Кван, Эдди Фонг, Мейбл Чунг, Лоуренс Ах ПН и Вонг Кар-Вай. Эти художники начали зарабатывать Гонконгу беспрецедентное внимание и уважение в международных критических кругах и на всемирных кинофестивалях. В частности, работы Вонг Кар-Вая , " Песня в изгнании" (1990) , "Дикие дни"(1991), "Прах времен", (1994) и другие ,в ролях Лесли Чунг, Тони Люн Чиу Вай и Мэгги Чунг произвели его во всемирно известные режиссеры.
Но в целом, во второй половине 1990-х годов, киноотрасль Гонконга претерпела резкий спад. Внутренние продажи билетов уже начали снижаться в конце 80-х. Однако, к середине 90-х, отрасль уже была в свободном падении. Доходы сократились в два раза. По иронии судьбы, это был тот период, когда гонконгское кино начало экспортировать популярных актеров в Голливуд.
После возвращения под юрисдикцию Китая в Сянгане произошли существенные изменения в кинопроизводстве, да и у сянганских кинематографистов появилась свобода творчества. Когда Сянган находился под властью британской короны, кинематографисты мало обращались к киносюжетам, посвященным жизни общества. И долгие – долгие годы они снимали фильмы, которые были оторваны от реальной жизни сянганцев, их привлекали комедии, фильмы ужасов, криминальные, полицейские, рыцарские и костюмно-эпические драмы. А после возвращения Сянгана под юрисдикцию Китая, у сянганских кинематографистов появилась возможность для свободного творческого начала, для обращения к реальному отображению жизни сянганцев. Ряд высококачественных кинолент, таких как «Сделано в Сянгане», «Король комедии», «Живу под именем Макдалла», «Закон кармы», «Суетливое Кунфу», «Новая полицейская история», «Кровные братья», «Экстремальные гонки», «Возможно, это любовь», «Изабелла», стали очень популярны на сянганском кинорынке. «Мистер Кино» и многие другие, в истинном ключе повествует о насущной жизни и духовном мире сянганцев. Эти фильмы вызвали позитивные отзывы у кинозрителей ОАР Сянган.
Исторические кинофильмы, созданные в 60-70-х годах прошлого века, и разнообразные фильмы, снятые в 80-х годах, открыли свой, оригинальный путь развития сянганского кинематографа и воспитали многих талантливых режиссеров. Это плеяда из таких , как Джон Ву, Цуй Харк, Ван Цзявэй, Ду Цифэн, Чэнь Кэсинь, Гуан Цзиньпэн и других, способна снимать хоть арт-хаус, хоть коммерческие фильмы. Они создали многие замечательные фильмы, перенимая все ценное от китайских фильмов, снятых в 30-40 – х годах прошлого века.

По материалам
http://russian.cri.cn/941/2008/11/21/1s265582.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Студия_Shaw_Brothers
http://ru.wikipedia.org/wiki/Golden_Harvest
http://www.hkcinemagic.com/en/movie.asp?id=5929

Комментариев нет:

Отправить комментарий