суббота, 5 декабря 2009 г.

Made in China» Очень краткая история развития китайского кино

Made in China»
Очень краткая история развития китайского кино

Кино - самый любимый вид искусства в Китае.
В 1896 году один французский предприниматель в шанхайской чайной показал зрителям иностранное кино.
Осенью 1905 года хозяин фотоателье «Фэнтай» Жэнь Цзинфэн снял фильм о пекинской опере «Динцзюньшань». Это событие считается началом эпохи китайского кинематографа.
В 1909 году американский бизнесмен Бенджами Брэски создал в Шанхае киностудию «Азия» - первую в Китае компанию по производству кинофильмов. Однако, первые фильмы, снятые на этой киностудии – «Западная императрица» и «Невезучий» - оказались скучны и неинтересны, и не пользовались популярностью у зрителей. Компания понесла большие убытки и оказалась на грани банкротства.
В 1913 году шанхайские финансисты Чжан Шичуань и Чжэн Чжэнцюй создали компанию «Синьминь» и на базе киностудии «Азия» сняли первый в Китае короткометражный художественный фильм «Супруги в беде», однако, после начала в 1914 году первой мировой войны и прекращения поставок немецкой кинопленки киностудия «Азия» была вынуждена закрыться.
Поэтому, в целом, можно сказать, что до 1917 года в стране демонстрировались фильмы исключительно иностранного производства.
В 1916 году Чжан Шичуань создал киностудию «Хуаньсянь». Это была первая самостоятельная китайская кинокомпания, по-настоящему свободная от контроля иностранных инвесторов. Он также приступил к съемкам фильма «Обиженные души», своей антифеодальной направленностью перекликавшегося с фильмом «Супруги в беде». Оба фильма вошли в историю китайского кинематографа как первые качественные китайские фильмы.
В 1918 году при участии «Шанъу иньшугуань» была создана сеть передвижных киностудий.
«Шанъу иньшугуань» обладала не только необходимыми денежными средствами, но и четкой концепцией работы. Поэтому после создания передвижных киностудий «Шанъу» сразу же приступила к съемкам документальных, пропагандистских фильмов, фильмов на сюжеты новых видов опер, фильмов на исторические сюжеты и т. д. Известный мастер пекинской оперы Мэй Ланьфан играл главную роль в фильмах «Шутки Чуньсян на уроках» и «Небесные красавицы посадили цветы», что само обеспечило успешное и гармоничное сочетание оперного и кинематографического искусства.
До середины 20-х годов кинематограф зарождался бурно, но кино снималось в основном в коммерческих, а не в художественных целях.
Однако появление в кино такой личности, как Хун Шэнь ознаменовало начало нового этапа развития. Хун Шэнь прославился, прежде всего, тем, что подчеркнул образовательную функцию кино, он один из тех, кто изменил сознание и подход китайцев к киноискусству.
1931 год был следующей вехой в развитии китайского кинематографа – год окончательного отхода от наследия «театра теней» и поворот к выпуску настоящей кинопродукции. Вместо развлекательных произведений коммерческой направленности китайские кинематографисты стали выпускать яркие, реалистичные и специфические фильмы.
Дальнейшие исторические события отражались развивающимся зигзагообразно китайским кино, каковыми бы они не были. Такие вехи эпохи, как, захват северо-восточных провинций Китая в 1931 году, война против японских захватчиков с1937 по1945 год, гражданская война с1946 по 1949 г, образование Китайской Народной Республики в 1949-м и становление молодой власти в 50-е годы, конечно, способствовали особой, патриотической направленности кинематографистов. И, наоборот, события последующих десятилетий, становятся тормозом, с некоторыми послаблениями в отдельные периоды, с «закручиванием гаек» в другие, а потом, вообще, более чем десятилетие времен «культурной революции» привело к застою и упадку всякого творческого развития.
С киноленты "Мост" – (1949) начался новый этап китайского кино после основания Китайской Народной Республики. В ленте впервые отражена жизнь простого рабочего класса - строителей моста, которые и являются главными героями картины.
"Мост" породил целую эпоху китайских лент о жизни рабочего класса. На протяжении последующих 30 лет было выпущено около четырехсот фильмов о жизни солдат, крестьян, рабочих; все картины отличают глубокое нравственное содержание. Большинство фильмов, выпущенных после 1949 года, были о жизни простого населения: крестьян, солдат. Они отличались культурной окраской и в них четко прослеживалась идеология Мао Цзэдуна. Правительство стремилось с помощью кинематографа разбить стереотипы, сложившиеся в предыдущие годы, когда большая часть фильмов снималась об императорах, ителлигентах-интеллектуалах и другой элите общества.
В 1958 году в стране уже действовало 10 тысяч кинотеатров.
В 1962 году в стране был снят цветной широкоэкранный стереофильм «Приключения фокусника».
Но настал 1966 год, который китайский кинематограф встретил в состоянии застоя.
«Культурная революция». Деятели кино были осуждены, как «правые элементы», кинопредприятия были закрыты. Десятилетие хаоса нанесло китайскому кино огромный ущерб. Более 650 кинофильмов, снятых с 1949 до 1966 года, были названы «ядовитыми сорняками. Были прерваны контакты между китайскими кинематографистами и их зарубежными коллегами. Славная история китайского кино была очернена, а огромные достижения кинематографа втоптаны в грязь. Деятели кино подвергались давлению и преследованиям. Кинематограф потерял таких мастеров, как Цай Чушэн, Чжэн Цзюньли, Ин Юньвэй, китайское кино находилось в чрезвычайно тяжелом положении. С 1973 по 1976 гг. в стране было выпущено всего 76 фильмов.
Но прошло время. Конец Культурной революции в 1976 году (в этом году умер «великий кормчий») принес с собой новые веяния в отечественном кино. Стали пользоваться популярностью драмы, которые отразили душевные раны, нанесенные народу за это сложное время.
Самый выдающийся режиссер 1980-х годов - это Се Цзин. Среди трех его известных картин выделяется "Поселок лотосов". Фильм рассказывает о тяжелой и полной жизни молодой женщины, судьба которой тесно сплелась с периодом Культурной революции в стране.
Бунтарский дух, присущий кинолентам Се Цзина, и по сей день волнует воображение зрителя.
Кинорежиссер Се Цзин сказал, что многие спрашивают, почему он снял так много драматических фильмов. Ответ очень прост. Трагедии, что они пережили, заставили его заговорить. Се Цзин положил начало реалистической волне в отечественном синематографе.
Еще один замечательный представитель четвертого поколения режиссеров - Се Фэй . Он передал суровость традиционной китайской системы семьи и брака по отношению к женщине в своей картине "Женщина с Озера благоухающих душ".
Фильмы четвертого поколения режиссеров ознаменовали прорыв в кинематографе, путем отражения более сложной человеческой сущности. Они оттеснили на задний план бывшую концепцию о том, что все люди делятся согласно их принадлежности к какому-то классу на плохих и хороших.
Эти режиссеры имели потрясающее реалистическое видение действительности. Но именно пятое поколение кинематографистов вывело китайскую киноиндустрию на новый уровень.
Появление «пятого поколения» китайских режиссеров и возникновение так называемого «кинематографа поиска» в середине 80-х стало самым важным феноменом киножизни Китая.
Китайские фильмы получили немало международных премий и призов. Одним из первых фильмов, получивших признание международного кинематографа был фильм «Красный гаолян» режиссера Чжан Имоу за красоту и деликатное отражение китайской культуры (в 1987 году этот фильм получил приз «Золотой медведь» на 38-м Берлинском Международном кинофестивале (Берлинский кинофестиваль был основан в 1951 году и является очень престижным). За 30 лет своего существования кроме индийских фильмов, еще ни одна другая азиатская страна не получала премий этого фестиваля.
Сегодня Чжан Имоу самый успешный кинорежиссер в стране. Эпохальные картины такие, как "Герой" и "Дом летающих кинжалов" стали китайским ответом голливудским блокбастерам.
Фильм «Прощай моя наложница» режиссера Чэн Кайгэ (в 1993 году получает премию «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах, а в 1994 году был признан лучшим зарубежным фильмом на 51-фестивале «Золотой глобус».
«Семья маслоделов» 1993 года режиссера Се Фэя получил приз «Золотой медведь» на 43-м Берлинском кинофестивале;
Фильм «Король маски» в 1995 году— получает приз за лучшую режиссуру на 9-м Токийском фестивале; Он рассказывает о судьбе талантливого актера фокусника в старом Китае.
Фильм «Мои мать и отец» 1999 года режиссера Чжан Имоу -- особый приз на 50 Берлинском фестивале 2000 года; фильмы «Красные фонари высоко висят» --приз «Серебряный лев» на 48-м фестивале в Венеции; фильм «Цзю судится»—приз «Золотой лев» на 49-м фестивале в Венеции; картина «Солнечные дни» 1994 года режиссера Цзян Вэна приз за лучшее исполнение мужской роли на 51-м Венецианском кинофестивале. А фильм «Притаившийся дракон, крадущийся тигр»—режиссера Ли Аня— удостоин премии Оскара в номинации «Лучший оператор», «Лучший дизайн костюмов», «Лучшая музыка» и «Лучший иностранный фильм»
С 1987 года китайский кинематограф в полной мере вступил в рынок и вынужден был приступить к реорганизации. Акцент был сделан на развитие игрового кино и на развитие рентабельного кинематографа. Появилась концепция развлекательного кинематографа.
На сегодня китайский кинематограф получил большое развитие. Кадры киноработников готовит Кинематографический институт в Пекине. Предприятия кинопромышленности производят качественную проекционную аппаратуру и другое оборудование
Все больше талантливых режиссеров и актеров из Китая начинают проявлять свои таланты в различных жанрах.
Среди них Фэн Сяоган, прославившийся своими популярными сатирическими комедиями, Цзя Чжанкэ, который мастерски передал в своих фильмах картины сельской жизни и отразил характер простых людей, Лу Чуань проявил себя как профессионал в области как документальных, так и исторических картин.
Сегодня китайская аудитория счастлива тем, что спустя так много лет, люди могут смотреть интересные фильмы отечественного производства.
Про истории развития двух других ветвей китайского кино – это не очень известного нам, россиянам, тайванского и уж очень известного и любимого гонконгского кино нужно поговорить, конечно, отдельно. А для себя я открыла тот факт, что актрисы китайские не только бойцы, но и на редкость красивы. Можете в этом убедиться. .



По материалам:
http://russian.china.org.cn/culture/archive/film/txt/2005-12/20/content_2211902.htm
http://russian.cctv.com/program/news_ru/20090928
http://www.kitairu.net/rus/cinema
http://russian.peopledaily.com.cn
http://www.gio.gov.tw/info/nation/russia/1999/05/e48-51.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий