воскресенье, 24 января 2010 г.

Чжан Имоу


режиссер, кино, китай, Имоу Чжан

Но кого же мы. по своему отечественному экрану, можем вспомнить из режиссеров материкового Китая – конечно же , в первую очередь, для нас это всемирно известный китайский кинорежиссер и бывший кинооператор, и один из самых известных пятого поколения китайских кинорежиссеров - Чжан Имоу.
Чжан Имоу – постановщик таких известнейших фильмов, как «Красное сорго», (1987), награда за него -"Золотой медведь"как за лучший фильм в 1988 году, Берлинский кинофестиваль, «Поднимите красный фонарь» (1991), номинированный Академией как лучший фильм на иностранном языке, лауреат «Золотого льва» в Венеции («История Кви-Джу», 1992, «Ни одним меньше», 1999), Гран-при в Каннах («Жить», 1994), Гран-при в Берлине («Дорога домой», 1999).
Ведущий представитель «нового китайского кино» Чжан Имоу родился 14 ноября 1951 года в Сиани (провинция Шаньси), в семье бывшего подполковника гоминьдановской армии. В годы «культурной революции» он был исключен из школы и отправлен на принудительные работы в сельхозкоммуну. Потом будущий режиссер работал на прядильной фабрике, где одновременно был также художником-оформителем и фотографом.
В 1978 году Чжан Имоу успешно выдержал вступительные экзамены в Пекинскую киношколу, и хотя из-за возраста он получил отказ в приеме на учебу, после обращения к министру культуры его все же зачислили в киношколу. В 1982 году Имоу окончил киношколу с дипломом оператора и был направлен на работу на государственную киностудию Гуанси-Чжуанского автономного района.
Как оператор он дебютировал фильмом «Один и восемь» (1984) режиссера Чжана Цзюньчжао. В качестве оператора Чжан Имоу также участвовал в постановке фильмов другого своего однокурсника, Чена Кайге — «Желтая земля» (1984) и «Большой парад» (1985). Перейдя в 1985 году на Сианьскую киностудию, он продолжал работать оператором, а также получил премию Токийского кинофестиваля за лучшую мужскую роль в картине У Тянминя «Старый колодец» (1987).
Передавая образ того мира, который Чжан Имоу видел через объектив операторской камеры, он хотел выразить себя в цвете и звуке. И он стал режиссером. Но сначала Чжан Имоу неожиданно сыграл главную роль в фильме другого режиссера «Старый колодец». Коллеги заметили: «Играть не умеет, но какая правда!» А фильм получил «Гран-при» в Токио, Чжан Имоу — приз за лучшую мужскую роль.
В 1987 году Чжан Имоу блистательно дебютировал как режиссер, поставив фильм «Красный гаолян». Главную роль в нем сыграла актриса Гун Ли (впоследствии ее и режиссера долгое время связывали глубокие личные и творческие отношения). Эта драма завоевала огромную популярность в Китае и получила международное признание, удостоившись на Берлинском фестивале приза «Золотой медведь».
Затем последовали также удачные работы — «Цзюйдоу» (1990) и «Подними красный фонарь» (1991); вторая из них была отмечена в Венеции «Серебряным львом». Впрочем, их показ в Китае был запрещен цензурой. Власти на родине прохладно встретили и социальную комедию «Цюцзю обращается в суд», и любовную драму «Жить».
Основная тема режиссера во всех его фильмах – это упорство, даже упрямство, китайского народа перед лицом трудностей и невзгод. Жанры разнообразны: уся – это «Герой» это «Дом летающих кинжалов» , историческая драма – «Красный гаолян», фэнтези–боевик-драма «Проклятие золотого цветка», драма – «Путь в тысячу миль».
Триллер о китайской мафии 1930-х годов «Шанхайская триада» и романтическая комедия «Сохраняй спокойствие» были отозваны по настоянию китайского правительства из конкурсной программы Каннского фестиваля. Тем не менее, в 1999 году Чжан Имоу удостоился на Венецианском кинофестивале «Золотого льва» за фильм «Не одним меньше».
В одном из интервью Имоу говорит о том, что … « для меня привлекательность фильма в жанре боевых искусств состоит в поэтичности этого вида искусства. Для меня экшн — это не простая драка, не копирование техники движений; это синтез красоты и поэзии. В нем и заключается истинный смысл боевых искусств и того, что я хотел передать в двух своих последних картинах. Эти два фильма задумывались одновременно. Просто «Герой» был более интеллектуальным и концептуальным, а «Дом летающих кинжалов» стал фильмом о чувствах. Во время съемок «Героя» я уже вовсю готовился к работе над «Домом…»
Чжан также поставил потрясающе красивые церемонии открытия и закрытия Пекинских олимпийских игр – 2008, они действительно впечатляющие, кто б там что не говорил…
Поставил оперу «Принцесса Турандот». Обещал зрителям вернуться в кино с комедией.
И в декабре 2009-го вышел его фильм – комедия, название переводится примерно как «Охренеть, три ствола!») , в западном прокате будет называться «A Simple Noodle Story» — «Простая лапшовая история», в котором Имоу добавил всяческого рэпа и скандальных звезд (в том числе популярного китайского комика), делая прицел на молодежь. Во-обще,
такой особый подход и внимание к молодому зрителю сегодня характерны для старшего поколения кинематографистов, тем самым, они стараются вернуть свои, национальные традиции в искусство, борясь против засилья западной культуры.
Чжан Имоу ощущает себя китайским режиссером. Многие молодые претендуют на избавление от национальных традиций. Чжан Имоу считает это невозможным: «Мы прикоснулись к иным ценностям, другие культуры научили нас гибкости, заставили иначе взглянуть на многое. Но они не могут изменить наши гены, в которых запечатлена память тысячелетий. Открывая чужие миры, мы отчетливее постигаем свою непохожесть». Он не мыслит себя за пределами Китая: «Я два дня не поем лапши, и уже неуютно. Да и где я найду краски и ландшафты разве заметит Чайнатаун где-нибудь в Сан-Франциско истинный дух Китая?»

Комментариев нет:

Отправить комментарий